Берлинский район Ванзее можно сравнить с московской «Рублевкой». Здесь на живописных берегах озера живет богема немецкой столицы, бизнесмены, политики и прочие состоятельные граждане. Для не склонных к показной роскоши немцев местные особняки могут считаться верхом пафоса и элитарности.

Свою репутацию фешенебельного района Ванзее приобрел еще в 1870-х гг, в эпоху «грюндерства» в Германии. Это было время бойких коммерсантов и банкиров, промышленников и спекулянтов. Каждый хотел воспользоваться новыми возможностями, открывшимися после объединения Германии в 1871 г. Подняться удалось не всем. Но, тем не менее, новые (да и старые) представители элиты Германской империи укрепляли свои позиции и стали активно заселять её столицу – Берлин.

«Денежные мешки» сразу облюбовали берега озера Ванзее. Достаточно упомянуть такие знаковые для немецкого делового мира фамилии как Сименс и Оппенгейм, представители которых построили здесь свои особняки.

Вслед за ними потянулись и представители богемы, мира искусства. Среди немецких предпринимателей были сильны настроения меценатства. Одним из благодетелей культуры конца XIX века был банкир Вильгельм Конрад. В 1863 году он основал в Ванзее нечто вроде колонии художников. По его замыслу, она должна была превратиться в идеальный мирок для множества творческих личностей, которые могли бы творить в окружении живописных природных ландшафтов. Идея оказалась востребованной и пережила самого Конрада, скончавшегося в 1899 г.

Именно здесь, в колонии Вильгельма Конрада в июле 1909 г. приобрел участок художник Макс Либерман, успев занять едва ли не последнее свободное место во всем «большом Ванзее». Вместе с семье он занялся обустройством нового места жительства, и лично контролировал постройку дома. В результате его вилла стала достойным дополнением элитарного ансамбля «большого Ванзее».

Не думаю, что имеет смысл подробно останавливаться на биографии Макса Либермана и его значении для мировой культуры. Википедия Вам в помощь. Мы же просто посетим его дом в Ванзее и прогуляемся по его знаменитому саду.

Как добраться

Удобнее всего добраться до дома Либермана на берлинской городской электричке S-bahn . До станции Wannsee идет поезда линий S1 и S7. От станции ходит автобус №114, остановка Max Liebermann Villa. Но можно дойти пешком – 15-20 минут прогулки вдоль озера еще никому не вредили. Кроме того, совсем рядом находится вилла Марлир, где расположен музей Ванзейской конференции. Обычно эти два места посещают за одну поездку.

Вилла Макса Либермана: сад и интерьер

Пожалуй, главная ценность виллы Либермана – это не сам дом, а окружающий его сад. Художник придавал его оформлению огромное значение, лично проектировал его вместе со своим другом Альфредом Лихтварком. По замыслу Либермана, пространство сада было разделено домом на две части. На переднем плане располагается огород с овощами и фруктовые деревья. Посередине проходит дорожка, которая ведет прямо к дому. Так как мое посещение виллы Либермана пришлось на пасмурный ноябрь, оценить сад в полной красе не удалось.

Вторая часть сада выходит к озеру.  К ней примыкает открытая терраса, откуда открывается прекрасный вид на Ванзее. Здесь растения сугубо декоративные. По краям высажены липы, образующие четырехугольник. Слева (если смотреть на озеро) расположены три своеобразные «зеленые комнаты» — замкнутых сада, каждый из которых выполнен в собственном стиле.

Интерьер дома не отличается своеобразием. Можно отметить, разве что, широкое окно, выходящее на озеро, откуда открывается прекрасный вид на него. Первый этаж посвящен истории строительства дома и сада: на фотографиях Макс Либерман лично руководит работами.

На втором этаже находится небольшая галерея работ Либермана.

Примечательно, что именно здесь художник прожил свои последние годы жизни, которые пришлись на время становления национал-социалистической диктатуры в Германии. Макс Либерман уже не имел сил открыто бороться с нацистами и, вероятно, чувствовал как сужается вокруг него кольцо антисемитизма. Он уже давно ушел со всех своих постов и мог лишь бессильно взирать на новые времена из окна своей виллы. Лишь немного не дожил он до принятия Нюрнбергских законов, определивших положение еврейского населения в Германии. Живописный сад, которым Либерман очень дорожил, стал символическим убежищем, позволившим художнику тихо завершить свою жизнь.

Посещение дома Макса Либермана станет хорошим дополнением к поездке на озеро Ванзее.

Приятного путешествия!

Источник