И тако придоша к городу, и сташа около его. Мьстиславъ же бяшеть не притяглъ, но шелъ бяшеть от Копыля, воюя по Полесью, ни Романъ, ни Глебь, тии князи Заднепресции, но токмо и одинъ Олегъ, сынъ Романовъ, притяглъ. Пришелъ бо бяше напередь с татары. Татарови же велми жадахуть Романа, абы притяглъ.
Галицко-Волынская летопись, 1274 год, первое упоминание Копыля. В этом фрагменте идет речь о галицко-волынско-ордынском походе зимы 1274-1275 гг. на Литву, когда желая обидеть великого князя литовского Тройденя и отомстить тому за взятие Дорогочина (ныне польский Дрохичин), группа галицко-волынских князей и примкнувших к ним татар хана Меньгу-Тимора пошли на Новогрудок, осадили его и даже захватили «окольный город». Все это, правда, без участия князя луцкого Мстислава Даниловича, брата организатора похода короля Галицкой Руси Льва I. Мстислав так увлекся «воеванием» Полесья, что к Новогрудку вовремя не успел, задержавшись под Копылем.

Сюда мы заехали по дороге из Клецка в Минск, ничего особенного от этого городка с 10-тысячным населением не ожидая. Световой день неумолимо заканчивался, достопримечательностей в Копыле не предвиделось, райцентр казался довольно скучным. А оказался очень любопытным.

Герб Копыля, восстановленный в 2000 году, дарован городу вместе с магдебургским правом 27 августа 1652 года королем польским и великим князем литовским Яном II Казимиром. В золотом поле барочного щита черный охотничий рожок с золотой фурнитурой. Обратите внимание на то, что гербы Клецка и Копыля очень похожи. Города находятся в 40 км друг от друга, получили магдебургию и собственные символы в один и тот же день, и их одинаковость должна была подчеркивать принадлежность населенных пунктов к владениям князей Радзивиллов.

Конечно это исторический герб Копыля, но не менее, чем охотничий рожок Радзивиллов, им могла быть и «Погоня» князей Олельковичей, владельцев Копыльского княжества с конца XIV по начало XVII вв. Со смертью в 1612 году Софии Олелькович (будущей святой Софии Слуцкой) одна из богатейших наряду с Острожскими православных семей ВКЛ окончательно вымерла, а их громадные владения, включая Слуцкое и Копыльское княжества, перешли к мужу княгини Софии Янушу Радзивиллу. Так тут еще более приросли радзивилловские земли, занявшие чуть ли не весь юг современной Минской области.

У Копыля очень эффектный рельеф. Центральная площадь расположена на верхушке высоченного холма, но так как весь город на ней не умещается, застройка вынуждена каскадами спускаться к подножию, в долину местной речушки Мажа.

Площадь после возмутительного клецкого случая с Маяковским называется уже традиционно в честь Ленина. Слева — райисполком, справа за границей кадра — ДК, впереди за кромкой холма исчезает улица Партизанская. На ее левой стороне зеленеет новый универмаг, на правой — желтеет старый. За моей спиной немногочисленная историческая застройка Копыля.

Перед Домом культуры стоит все-таки типовой Ленин, а то я после Ляховичей и Клецка ожидал уже всякого.

Ранее площадь называлась Базарной и на ее северной стороне каким-то образом уцелели несколько старосветских домиков.


Вид у них типичный для условно Западной Беларуси, разве что в Копыле они дополнительно украшены современным уже декором. Но здесь вообще с монументально-декоративным искусством все очень в порядке.


В некоторых из этих домов по-прежнему остались магазинчики, но большинство приспособлено под административно-общественные нужды.

«Сузорь’е смаку» — бренд местного маслосырзавода. Далее ЗАГС.


Ничто человеческое не чуждо копыльчанкам.

Напротив сохранился всего один одинокий домик.

В квартальчике за этой линейкой дореволюционных реликтов чуть ли не единственная официальная достопримечательность Копыля Вознесенская церковь естественно 1866 года.

И еще несколько любопытных зданий. Гостиница «Копыль».

Напротив гостиницы казалось бы обычный силикатный детсадик, но однако украшенный совершенно необычной мозаикой.


Необычной конечно не сюжетом, а техникой исполнения.

В общем, мозаика эта деревянная! Впервые вижу такое чудо.

Осматриваем северные окрестности копыльского центра. Вид конечно довольно заурядный.




Современная площадь-Рынок.

Дом быта со старой вывеской.

Hollywood Club. Гламур по-копыльски.

ВНЕЗАПНО, огромная пятиэтажка, да еще по-столичному облицованная терракотовой плиткой.

С обратной стороны пятиэтажки гастроном с романтическим названием «Зимняя вишня» и очень (очень!) странным логотипом.

Впрочем, еврейские лавки Базарной площади, типовая церковь и даже замчище — в Копыле не главное. Главное здесь — поразительное для 10-тысячного райцентра количество образцов советского монументально-декоративного искусства. Помимо примеров, показанных выше, нашлась еще школа, оформлению которой позавидовали бы иные 100-тысячники.

Два крупных сграффито. На школьно-семейную тему (канадцы были бы довольны количеством кленовых листьев)…

… и революционно-космическую.


В центре композиции Ленин, усыпанный звездочками, серпочками и молоточками.

В довершении всего у школьного подъезда установлены статуи пионэров.

Возвращаемся на Площадь. Райисполком с центрального фасада.

За ним школа искусств и костел.

Костел свв. Петра и Павла построен в 2000-е, как я понимаю, на месте уничтоженного после войны исторического того же титула.

Вид на копыльский рельеф от костела. Конечно, после монументального декора живописное расположение города стало вторым потрясением. Вот так вот едешь куда-нибудь для галочки и открываешь для себя Атлантиду.

Тут и озеро есть, на берегу которого проводится и чемпионат Беларуси по пляжному волейболу.

Напротив райисполкома еще три важных здания: новый универмаг, левее от него ресторан («Колос»), а далее какая-то общага, но с романтичной птичкой на крыше.

Торец нового универмага также украшен сграффито. Я так полагаю, что Копылю просто повезло иметь среди жителей художника с активной жизненной позицией.

Центр композиции. У девушки с буханкой ярко выраженный птоз верхнего века. Надо бы обратиться к неврологу, сделать томограмму.

Старый универмаг напротив нового.

Кроме церкви-муравьевки второй официальной достопримечательностью Копыля является замчище. Спускаемся с главного городского холма.

Проявление локального патриотизма.

Жилой дом переменной этажности с пристроенной к нему (и сложным образом встроенной в рельеф) поликлиникой.

Вход в поликлинику украшен стеклянно-металлической композицией, которая окончательно меня добила.

Спускаемся еще ниже, к местной речке, и оглядываемся. На самом верху площадь Ленина, противоположная сторона улицы (въезд со стороны Несвижа-Клецка) получила строчную застройку пятиэтажками, поднимающимися по склону холма, с пристроенными общественными зданиями, развернутыми фасадами к улице. Некоторые пристройки кстати крыты натуральной черепицей.

Замчище представляет собой довольно крутой холм с подозрительными ямами на верхушке. В XIV-XV вв. здесь существовал деревянный замок.

Вид с вершины замчища на местный ФОК и городской стадион.

А так отсюда выглядит сам город. У правого края снимка видны и общага с птичкой на крыше и башня костела. Копыль стал настоящим открытием этой однодневной октябрьской поездки.

Увы, наступающая ночь погнала нас в Минск. На выезде обнаружился неплохой въездной знак.

Уж практически затемно в деревне по-моему Старица увидели крупный военный мемориал.

А рядом с мемориалом огромный магазин, построенный по индивидуальному проекту с национальными мотивами — круглой «замковой» башней в центре.

Под башней было вновь устроено сграффито. Наверное «Старица-агро» когда-то было колхозом-миллионером.

Фотоаппарат умудрился таки вытянуть снимки магазина-замка, ведь на самом деле было довольно темновато.

darriuss

Вверх
Источник