Как написано на официальном сайте ледника Свартисен (Svartisen) — это один из самых больших ледников в Норвегии и самый низкий ледник на европейском материке. Его общая протяженность составляет 370 кв.км. А самая низкая точка расположена всего в 20 м над уровнем моря, что дает возможность легко до него добраться. Узнав это, мы решили обязательно к нему заехать! И конечно же посмотреть на него поближе.

Несмотря на уже поздний вечер, мы поехали по извилистой дорожке вдоль фьорда, чтобы посмотреть на предзакатные красоты…

…и увидеть поскорее ледник! Даже не верилось, что завтра мы сможем туда забраться!

Проводили солнце за горизонт и тоже легли спать.

Чтобы добраться к леднику, нужно сначала переплыть озеро на катере. Он отправляется от пристани в городке Холанд (Holand).

После катера нужно пройти или проехать на велосипеде около 5 км (хотя все путеводители обещают 3 км, там явно больше). Велосипеды можно взять напрокат около причала на 3 часа или более 3 часов (40 и 60 NOK соответственно). Есть даже велосипеды с вело-прицепами, но когда мы там были, их уже разобрали. Так что если вы путешествуете с ребенком, этот вариант нужно учесть. Мы ехали на своих.

Ледник находится на территории национального парка Салтфьелле-Свартисен в Нурланде, Норвегия. И на самом деле он состоит из 2-х ледников: Вестре Свартисен и Остре Свартисен. Самый низкий его рукав — Энгенбреен (Engenbreen) спускается к Холанд-фьорду (Holandsfjorden). К нему мы и отправились.

Если есть желание, можно попасть на 4-часовое восхождение на сам ледник. С кошками, страховкой, всем снаряжением. В день проводится 2 такие экскурсии, снаряжение выдается. Не забудьте только про солнечные очки! Расписание и цены можно узнать на официальном сайте ледника. Стоимость — 800 NOK Т.к. для нас этот вариант не рассматривался, с сыном мы вряд ли решились на восхождение, а без него тоже идти не хотелось, решили просто дойти до края ледника. Увидели людей, поднимающихся по леднику. Да, это вот эти маленькие точки далеко-далеко.

Мы не знали какая там дорога, поэтому около вело-парковки начали спрашивать спускавшихся сверху людей можно ли там пройти с ребенком. Нам отвечали: «Да, это реально. Но советуем вам идти по маркированной тропе». А на вопрос как долго подниматься-спускаться, ответы были от 30 до 45 минут в одну сторону.

Вначале идет хорошо утоптанная тропа.

Чем выше мы поднимаемся, тем красивее открывается вид. Озеро Svartisvatnet:

Потом мы увидели белые стрелки и пошли по ним.

Стрелки там большие и жирные, не пропустишь! Нарисованы хорошо и часто. Вспоминая советы людей внизу, идем по ним.

Еще выше, еще красивее:

И вот… стрелки заканчиваются! Куда же дальше? Видим водопад:

И кусочек ледника немного выше:

Идем к леднику без тропы..

И вот наконец мы у ледника!!!

Большой. Люди по сравнению с ним кажутся мелкими букашками.

Снаружи белый (а местами очень грязный), внутри — голубой.

А вы когда-нибудь видели лед такого цвета?

А внизу глубоко-глубоко подо льдом слышались звуки текущей реки. А сверху иногда обваливался какой-то мощный кусок льда. И хотелось отойти от краев подальше. На безопасное расстояние. На всякий случай.

А это мы. На фоне одного из самых красивеших мест Норвегии.

Ледник мы покорили всей семьей. И даже успели на последний паром.

Но все таки рекомендуем подумать, прежде чем повторять подобные подвиги с маленьким ребенком. Лет с 5-6 детей можно брать с собой смело, а вот раньше… решать вам.