В Марокко нам хотелось давно. Примерно так, как некоторые хотят в Париж: «А вы там были?» — «Нет. Но опять хочу» 🙂 За последние два года было столько всего прочитано об этой стране, что Марокко прочно занимала первое место в нашем списке must. Но добраться туда никак не получалось. Собственно, маршрут поездки был придуман еще прошедшей зимой. Потом долго не удавалось совместить удачно найденные авиабилеты со сроками наших отпусков и поездка несколько раз откладывалась. И вот наконец-то поздним вечером в конце июня все карты легли как надо, и мы, восторженные, спустились по трапу самолета на марокканскую землю. Первым и конечным пунктом нашей поездки была Касабланка. С нее и началось наше знакомство с этой удивительной страной.

Было 23 часа местного времени. И было очень холодно. «Вот тебе и Африка летом» — подумали мы и поеживаясь, одели ветровки с длинным рукавом.
Водитель такси довольно сносно говорил по-английски и всю дорогу в отель охотно отвечал на наши вопросы. О Марокко, о погоде, о машинах, о связи, о туризме, о себе. Довольные, что несмотря на поздний час добрались до отеля быстро и без приключений, мы тепло попрощались с водителем и отправились спать.
Утром, проглотив на всякий пожарный по паре таблеток активированного угля, мы отправились завтракать. Если в первый день меня неприятно удивила не особо чистая посуда в отеле, то в следующие дни я уже более терпимо относилась к тому, что принесенные приборы могли быть в маслянных разводах, а тарелки плохо помыты, вне зависимости, ешь ты в уличной забегаловке или в отеле/ресторане. На мой взгляд, в Марокко понятие «грязь» очень и очень относительное.
Вообще, впервые попав в арабскую страну, нам все казалось необычным. Мы не переставали удивляться местным жителям, их стилю общения и образу жизни, бесконечным базарам, непривычным способам передвижения, незнакомым вкусам еды, огромному океану, своеобразной растительности, странной погоде, да, наверное, всему… Наверное, то, что мы испытали и называется культурным шоком 🙂
В Касабланке мы пробыли всего лишь полдня. Больше, наверное, и не надо. Это крупный город, не особо отличающийся от любого другого европейского. Настоящее Марокко не там. Хотя нельзы не признать, что Касабланка своеобразна. Несмотря на жарящее солнце и пронизывающий ветер, мы долго гуляли по улицам города, с интересом разглядывали здания, машины, местных жителей. Видели и современные проспекты с модными магазинами, и такие переулки-трущобы, где часть домов похожа на чудом уцелевших после бомбежкой. Конечно, побывали и у знаменитой мечети Хасана II, второй по величине в исламском мире. Удивляет, что для постройки этого огромного сооружения было потрачено почти 300 миллионов долларов и вся эта сумма была собрана пожертвованиями арабов.

Улицы Касабланки

Мечеть Хасана Второго

Посетители Мечети
Про машины стоит сказать отдельно. Наблюдая за движением на улицах городов, первое, что приходит в голову, это то, что в Марокко свезли все автостарье Европы. Как мы узнали, это из-за того, что там очень высокие налоги на новые машины. За время, проведенное в Марокко мы видели такие колымаги, что вообще не понятно, как «это» еще ездит. Ну и конечно, очень много мотоциклов. Новых, кстати, тоже практически нет. Особой популярностью пользуются веломопеды. А про велосипеды и ослов я вообще молчу. Как и про правила движения. Нагулявшись по Касабланке, мы поехали в представительство SIXTа, чтобы забрать арендованную машину. За 10 минут, пока ехали по городу на такси, мы поняли, что идея взять машину напрокат была очень и очень рискованной. Такого хаоса на дорогах мы еще в своей жизни не видели. Поэтому как только оформили документы и погрузили вещи, то сразу поспешили выехать на автобан. Удалось это не сразу и пока мы кружили по городу, я чуть не поседела от волнения, а муж вспомнил все варианты ругательств – аттракцион «Автодром» в лунапарке просто отдыхает.

Ремонт мотоциклов

Местные такси

На дороге
Национальные дороги в Марокко вполне приличные. Разметка, дорожные знаки, покрытие – не хуже, чем в Европе. Много полицейских. Поэтому мы перевели дух и начали глазеть по сторонам. Было очень интересно. Картина сменялась одна за другой – неприглядные крупные населенные пункты, в которых спутниковых тарелок больше, чем домов и маленькие красивые деревеньки, где все нехитрые постройки — в один этаж, бесконечная равнина с землей красноватого коричневного оттенка и буро-зеленые холмы, поросшие оливковыми деревьямми, базары, стада овец, сборщики водорослей, повозки, запряженные мулами, мужчины, укутанные в белые балахоны-джелябы и полураздетые дети, играющие в придорожной пыли. За 6 дней мы проехали почти 800 км, побывав как в крупных городах, так и в небольших поселках, и несмотря на то, что не увидели даже половины побережья и совсем немного времени провели в центральной части Марокко, были потрясены суровой красотой марокканской земли и …бедностью, которая царит в этой стране. Все познается в сравнении… Увидев, как живут люди в Марокко, волей-неволей понимаешь, что надо ценить то, что имеешь в этой жизни…

На океане

Такое разное Марокко

Всего в трех часах от Касабланки расположен поселок Уалидия, известный своей красивой лагуной и морепродуктами высшего качества. Ввиду достаточной удаленности от главных туристических городов, это место не особо посещаемо туристами, но зато здесь немало марокканцев, которые предпочитают проводить свои отпуска. Пожалуй, это место для тихого, спокойного семейного отдыха, потому как кроме самой лагуны, тут минимум развлечений.

В нижней части поселка, в непосредственной близости от лагуны, расположено множество отельчиков и апартаментов, ориентированных на приезжих. Но нам хотелось чего-то аутентичного, поэтому мы заранее списались по мейлу с хозяйкой риада – традиционного марокканского дома, в котором часть комнат отдана для гостей (вариант B&B). Наш риад располагался в верхней части поселка, там где живут обыкновенные жители Уалидии. Разобраться самостоятельно в лабиринте улиц не получилось и мы решили спросить у прохожего. Риад нашелся через две минуты, прямо до дверей нам услужливо показывали дорогу аж 6 добровольцев-помощников. Уже по возвращению мы пришли к выводу, что люди в Уалидии, не особо избалованные иностранными туристами, оказались самыми отзывчивыми и адекватными. А сама Уалидия — типичный марокканский поселок, есть две-три мечети, главная дорога, вдоль которой сидят торговцы и продают все что можно – хлеб, фрукты, рыбу, батарейки, ношеную одежду и обувь, игрушки и т.д. Большинство улиц незаасфальтированно, дома облупившиеся, машин мало, люди в основном одеты бедно, очень много детей, но они все худенькие и грязные.
Наше пристанище на ночь оказалось на редкость уютным. Само устройство марокканского дома непривычно. Как правило, это трех-четырехэтажная постройка, зайдя во входную дверь которой, ты оказываешься во внутреннем дворике, куда выходят окна и двери всех квартир. Интересно, что марокканцы строят свои дома таким образом, что в них даже в жару можно комфортно себя чувствовать без кондиционера. Уж не знаю, чем это обусловлено – особым материалом, из которого строят здание или толщиной стен и планировкой.

Нам достался очень своеобразный номер – буквально все в нем, как рассказала хозяйка риада, абсолютно такое же, как и в настоящих марокканских домах, так как предметы интерьера для своего отеля она закупает у местных умельцев, а не заказывает из Европы. Вообще, встреча с Мэри произвела на нас неизгладимое впечатление – она окружила нас таким вниманием, словно мы забронировали не один номер, а весь риад, рассказала нам много интересного о Марокко и дала пару ценных советов. А уж про завтрак, который она лично приготовила, я лучше промолчу. Таких вкусных марокканских блинов я потом уже нигде не пробовала. Вообще, мне больще нравится останавливатьться не в больших безликих отелях, а в маленьких частных домах – это уникальная возможность узнать о стране, по которой путешествуешь, общаясь с местными жителями в приватной обстановке.

Приехали мы в Уалидию уже ближе к вечеру и после того как оставили вещи, в номере поспешили осматривать окрестности. Главная достопримечательность этого место — это, конечно, же лагуна. Если посмотреть на карту, то видно, как весь этот район отделен от океана очень узким длинным фьордом (если можно так сказать), образуя естественным образом либо живописные низины, либо уютные бухты. Теплая вода и отсутствие сильных волн и привлекает множество отдыхающих. Полюбовавшись на всю эту красоту, мы поехали ужинать. Утром же, решив не оставать от масс, мы поехали купаться. Каково же было наше удивление, когда мы, спустившись к побережью, увидели, что воды нет. «Океан закрыли» – мелькнуло у меня в голове.
Совершенно забыв, что существуют приливы и отливы, мы недоуменно рассматривали то, что еще вчера было бухтой, где купались чуть ли не две сотни людей. Вода ушла практически вся, обнажив желтое дно. Вначале просто трудно поверить своим глазам, что огромное пространство, заполненное водой, вдруг стало почти сухим. Из-за неровностей дна во многих местах осталось мелководье, глубиной максимум метр-полтора, где и купаются многочисленные отдыхающие в первой половине дня.

Там, где глубина позволяет, снуют маленькие лодочки, предлагающие доставку в более уединные места лагуны.Чем мы и воспользовались. Прибыв на место, мы было ринулись в воду, однако, как ошпаренные, выскочили обратно – вода была ледяная, несмотря на то, что солнце жарило вовсю. Наверное, ледяной была она только для нас, избалованных привычной теплотой Эгейского моря, так как сами марокканцы купались вовсю.
Интересно, что большинство женщин даже пляже не расстаются с джелябом, традиционным длинным закрытым платьем-балахоном, и платком, покрывающим голову, многие прямо в одежде и заходят в воду. К сожалению, в Марокко, как и во многих арабских странах, люди отрицательно реагируют на фотоаппараты и стараются избегать направленного на них объектива. Поэтому, увы, многое из увиденного осталось за кадром.
Поняв, что плавать в лагуне не получится, мы решили исследовать ее пешком. Увязая в песке, мы минут за двадцать добрались до рифов, отделяющих бухту от океана. Могущество открытого океана оглушает. Им можно любоваться бесконечно. Мы долго сидели на камнях, наблюдая за огромными волнами и слушая рев воды. А еще над лагуной удивительное небо. Какое-то высокое и необъятное, такое необычное, что нельзя удержаться, чтобы не фотографировать только его.

Удивительно, как океан магически действует на тебя. Когда есть только шум волн, крик чаек и бескрайний горизонт, все земное словно отступают на задний план. Три часа, проведенные наедине с природой, нам показались полезнее трех дней в крутом СПА. Успокоенные и отдохнувшие, мы вернулись в риад, собрали вещи, купили в местном магазинчике для легкого обеда горячих хлебных лепешек, местного сыра со специами и помидоры и порулили дальше на юг. Нас ждала Эссауэйра – знаменитый бело-синий город ветров…

Эссауэйра… Уже само название этого места будоражит. Древняя крепость-порт, построенная тысячи лет назад португальцами на самом, как считалось тогда, краю земли – на побережье океана. Красивейший город, своеобразие которого покоряет тебя с первого взгляда. Старая Медина – настоящий памятник под открытым небом, уникальность которого отмечена Юнеско. Многочисленные рынки и художественные галереи, где незаметно для себя можно провести целый день. Сильный ветер Атлантики, благодаря которому в этом городе постоянно прохладно. Эссауэйра… Этот город просто не может не нравится. Мы приехали туда на один вечер, а пробыли там почти три дня.

Город был переполнен. Город отмечал окончание ежегодного музыкального фестиваля Гнауа. С музыкальных площадок, расположенных в центре Эссауэйры, доносятся африканские мотивы. Толпы людей повсюду. Многие танцуют. Радостные лица. Ладони, отбивающие ритм. Ноги, притоптывающие в такт. С непривычки такая музыка опьяняет и подчиняет общему веселью. Мы впервые в толпе марокканцев и поначалу чувствуем себя пришельцами на чужом празднике жизни. Все вокруг такое необычное! Проведя на фестивале практически целый час, мы принимаем решение выйти из транса и отправляемся исследовать старый город.

a href=»http://s796.photobucket.com/albums/yy249/tiropita/?action=view&current=DSC01484.jpg» target=»_blank»></a>

Узкие мощеные улицы и переулки Медины похожи на лабиринт. Здесь не только лавки и магазины, здесь и жилые дома, забегаловки, хамамы, мастерские. Окруженная высокими крепостными стенами, Медина буквально дышит историей. Будто на машине времени ты перенесся в другое измерение. То тут, то там как тени ходят столетние старики, словно сошедшие со страниц книги «Тысяча и одна ночь» – сгорбленные, с жидкой бородой, в шапочке или накинутом остроконечно капюшоне, длинном белом джелябе и кожанных шлепках-бабушах. Украдкой можно полюбоваться молодыми марокканскими женщинами – искуссно подобранный платок не скрывает удивительной красоты темные глаза и тонкие черты лица; а их руки и ноги нередко украшены такими затейливыми узорами-татуировками, что кажется, будто это ажурная перчатка или чулок . Смуглые дети весело кричат: «Бонжур мадам! Бонжур месье!» и так пристально рассматривают тебя, будто у тебя две головы. Белый и синий– издревне любимые цвета Эссауэйры. Однако сама Медина полна разных красок, звуков и запахов. Вначале она ошеломляет, но потом хочется приходить туда снова и снова.

Быть в Эссауэйре и не побывать в порту – значит не увидеть настоящую жизнь этого города. С раннего утра и до полудня все новые и новые ярко-синие лодки причаливают к берегу с уловом. Здесь же устроен рыбный базар. Каких только рыб не увидишь! Каждый нахваливает свой улов. Громко идет торг. Шум, гам, и …запах. Запах, который не дает наблюдать за происходящим, который заставляет тебя ускорять шаг в поисках свежего воздуха. А еще — вездесущие чайки. Огромные, упитанные, непуганные.
В двух шагах от базара местный синдикат рыболовов устроил столовую под открытым небом: около десяти маленьких забегаловок с деревянными столами и лавками опять-таки синего цвета готовы в считанные минуты пожарить на гриле выбранную тобой свежепойманную рыбу или морепродукты, снабдив все это нехитрым салатом или картошкой-фри. Желание полакомиться рыбой пересилило страх перед марокканским общепитом и мы на славу отобедали вкуснейшим морским окунем. Замечу, что несмотря на огромное количество вылавливаемой рыбы, она довольно дорогая. Когда мы на следующий день ужинали в ресторане, то счет за обильный ужин с традиционным тажином из курицы, кусом-кусом, разными салатами и чаем для двоих оказался меньше, чем счет за рыбу и салат. Хотя, в целом, конечно, еда в Марокко ощутимо дешевле, чем в Европе.

Центр Эссауэйры – это не только медина, но и побережье. Океан словно обнимает этот город, и куда бы ты не шел, ты всегда выйдешь к воде. Огромный песчаный пляж протяженностью почти 3 километра, вдоль него идет широкий променад, который никогда не бывает пуст. Утром, когда вода уже отступила, на песке расчерчиваются несколько футбольных полей, и местная детвора без устали гоняет мяч. Многочисленные туристы принимают солнечные ванны. Солнце достигнет зенита, океан вернется, и пляж заполнится многочисленными купающимися, которых не останавливает ни пронзительный ветер Атлантики, ни холодная вода. После восьми вечера большинство местных, закончив покупки в медине и завершив домашние дела, выходят на прогулку по променаду. Супружеские пары с детьми, молодежь, старики, кажется, почти все население Эссауэйры ежедневно приходит на побережье, чтобы попрощаться с солнцем.
Закат завораживает… Такой естественной насыщенности красок я еще нигде не видела. Солнце медленно падает в океан, отражаясь в неспокойной воде, и цвет неба меняется от ярко желтого до пурпурно-лилового. Это зрелище настолько впечатляет, что когда солнце зайдет и на горизонте на мгновение останется только яркая синяя полоса, нет сил что-либо говорить, а только загипнотизированно смотреть на шумящий океан. Где бы ты не наблюдал закат – сидя на лавочке на пляже или с бастионов крепости, становится понятно, откуда черпают вдохновение многочисленные художники Эссауэйры — такую красоту нельзя созерцать в одиночку, ей непременно хочется поделиться.

Вода медленно отступает, темнеет, по всему побережью зажигают фонари и еще мокрой песчаное дно океана становится вторым променадом. Влажный воздух, терпко пахнущий нагретыми за день водорослями, окутывает тебя, океан рокочет где-то вдалеке и кажется, что можно бесконечно так идти по побережью. Однако усталость берет свое и мы возвращаемся в отель. Рано утром нас ждет поездка в песчаные дюны Ду Кап Сим

Нагулявшись в предыдущий день по старому городу, мы решили следующий посвятить изучению окрестностей, все равно купаться было холодно. Еще до поездки в Марокко мы выяснили, что из Эссауэйры существуют организованные туры в пески на лошадях, верблюдах и мотоциклах. Мы не могли отказаться от соблазна хотя бы на немного оказаться в пустыне, пусть даже не совсем настоящей.

Собственно, песок при желании можно было легко найти и в самом городе – там это, можно сказать, преобладающий там тип почвы. Но нам хотелось на природу. Посчитав, что экзотики в Марокко нам уже вполне хватает, мы решили отказаться от традиционных покатушек на лошадях и верблюдах, взяли в аренду карт buggy и покатили в пески. Сопровождал нас сотрудник фирмы, который инструктировал нас, показывал дорогу, а еще фотографировал нас и рассказывал всякие интересности о Марокко.
Сначала дорога пролегала по побережью. Еще не начался прилив и океан был довольно далеко. Здорово, когда дорога шириной не в 10 метров, а в целых 100! Удивительно, ведь на самом деле едешь по дну океана! В воздухе резко пахнет йодом, то тут, то там встречаются огромные участки водорослей, едва покрытые водой. Громко кричат птицы, которые ищут корм на мелководье. Дикие верблюды, спасаясь от полуденного зноя, вышли на водопой. Дует пронизывающий ветер и как-то не верится, что термометр показывает +32.

Постепенно мы удаляемся от побережья и скоро океан скрывается из виду. Куда ни глянь – везде песок. Обилие желтого цвета после синего океана сначала поражает. Даже и не верится, что я вижу то, что раньше встречала только на картинках. Дюны, повсюду песчаные дюны! Полувысохшие деревья и колючки. Маленькие барханы и высокие холмы… И полная тишина, которую нарушает лишь голоса чаек, напоминая, что поблизости океан и ты не в настоящей пустыни. Здесь ветер уже не такой сильный и солнце припекает не на шутку. Теперь понятно, почему все люди, живущие в пустынных районах, не взирая на жару, носят просторную одежду с длинным рукавом.
Несмотря на маленький размер, машинка наша оказалась весьма мощной и мы с удовольствием погоняли по пескам. Муж закладывал такие виражи, что я чуть не верещала от страха. А уж спуски с некоторых барханов были вообще как американские горки.

Увы, песок оказался капризным материалом и мне все-таки не удалось с помощью фотоаппарата передать все его великолепие. В реальности он другой. Какой-то неуловимый. Шелковистый на взгляд, но при этом обжигающе-горячий на ощупь. Как нам сказал проводник, именно так выглядит настоящая пустыня Марокко, только она еще больше и величественнее, плюс она перемежается огромными участками каменистой пустыни и оазисами. В настоящей пустыне надо провести минимумум 2-3 полных дня, чтобы действительно ее прочувствовать.

В Марокко живут люди двух национальностей: арабы и берберы. Последние, как правило — жители пустынь. Чтобы познакомиться с их древней культурой и архитектурой, необходим отдельный визит в Марокко. Возвращались мы из дюн под впечатлением – никогда не думали, что песок может быть так красив. А еще мы решили, что в другой раз обязательно так спланируем маршрут, чтобы побывать и в пустыне.

Во многих странах на смену золотой осени пришли дожди, утренние заморозки и даже снег. И только у нас, в Греции, кажется, что осень кончилась и …наступило лето. И пускай на календаре уже середина ноября, погодные условия здесь напоминают начало июня в среднеевропейской полосе: очень тепло — больше 20 градусов, припекающее солнце, прохладные вечера. На улицах снова появились туристы в шортах и шлепках. Зимы не будет?
Сегодня я получила мейл от одного из отелей в Марракеше о спецпредложениях на зимний период. У них там, в Марокко, тоже, наверное, зима относительная. Ну а раз у нас продолжается лето, самое время вспомнить о нашей поездке в Марокко – ведь я так и не рассказала, как мы провели время в солнечном городе Марракеш. Вообще, рассказывать о Марракеше можно много, но его лучше показывать.
Итак, заключительная часть рассказа о Марокко!

Мы провели в Марракеше всего 2 дня и, конечно, нам их не хватило. Этот город ошеломляет. Всем. Температурой, архитектурой, запахами, красками, количеством людей на квадратный метр, всеми возможными средствами передвижения, переулками, рынками, дворцами. И конечно – цветом. Марракеш издавна называли розовым городом – в зависимости от того, как падают лучи солнца, стены домов цвета охры становятся розовыми. Представьте себе коричневато-розовые здания, ярко-зеленые пальмы, апельсиновые деревья, безоблачное небо и палящее солнце. Добро пожаловать в Марракеш!

Марракеш – это удивительное сочетание современных домов и средневековой медины с глинобитными стенами. Можно гулять по широким проспектам и рассматривать высокие здания из бетона и стекла или потеряться в лабиринте тесных переулков старого города, где входные двери в жилые дома больше похожи на вход в подвал.

Наверное, Марракеш был бы похож на один из других марроканских городов, если бы в этом городе не было знаменитой площади Джемаа Эль Фна. С давних времен эта площадь являлась центром торговой и общественной жизни. Утром и днем это, вообщем-то, ничем не примечательная площадь, работают многочисленные торговые лавки, знахари продают свои снадобья, заклинатели змей демонстрируют свое умение, везде снуют мотоциклы и повозки, запряженные мулами.
Но с наступлением темноты эта площадь преображается. Кажется, будто весь Марракеш собирается на Эль Фне, чтобы интересно провести вечер. Многие здесь ужинают, ведь в медине практически нет заведений общепита, а здесь устраиваются целые рестораны на колесах, в которых можно попробовать от вареных улиток до тажина с морепродуктами.
Действа, которые происходят на площади – это ежевечерний карнавал, ради которого и приходят на эту площадь вот уже несколько веков. Джемаа Эль Фна – это развлечения для марроканцев, а не для туристов. Различные ораторы, хироманты, оракулы, певцы, рассказчики сказок, танцоры, музыканты, рисовальщики хной, продавцы холодной воды, фокусники, берберы из пустыни, дрессировщики, всех и не перечислишь. Темнота, газовые фонари, толпы людей, какофония звуков и запахов — площадь Джемаа Эль Фна до утра развлекает этот город. Каждый день. Каждый месяц. Каждый год.

А на следующий день мы погрузили свои вещи в машину и покатили назад в Касабланку – наше путешествие подошло к концу и надо было лететь домой. Марракеш оставил смешанные впечатления и мы жалели, что провели в нем так мало времени.
Обратная дорога нас еще раз удивила. Все-таки Марокко – это страна контрастов. Ты едешь по отличному автобану европейского качества, а мимо тебя проносятся деревушки, с каменными одноэтажными домами, в которых нет света и воды.
Древний Магриб – так в древности называлось Марокко, так и остался для нас неизведанным, несмотря на то, что мы провели там почти неделю. Мы летели назад с чувством, будто долго листали старую восточную книгу с красочными картинками, но так и не успели узнать ее содержание. А значит – есть повод вернуться.