Поскольку велосипед в Норвегии и Скандинавии пользуется не меньшей популярностью чем лыжи, то и велотуризм развит хорошо. По специальным сайтам я нашел более 14 маршрутов, специально приспособленных для велопробегов, дистанция варьирует от 30 до 520 км, сложность соответственно тоже. Наиболее раскрученное и популярное место это Rallarvegen. Туда то мы и поехали.
Мы решили стартовать со станции Haugastol, которая находится в 4 часах езды от Осло на поезде, следующем из Осло в Берген. Велосипеды решили взять свои, хотя и была мысль об аренде…

Сама Rallarvegen едставляет собой старую дорогу, которая практически на всем протяжении идет параллельно железнодорожной ветке. Высотный профиль дороги достаточно интересный

В принципе я бы разделил весь путь на три участка.
1. Haugastol — Finse 27 км
2. Finse — Myrdal 38 км
3. Myrdal — Flam 21 км
Из Myrdal теоретически есть дорога на Voss,  но почитав отзывы мы решили туда не ехать, поскольку частично дорога проходит по трассам, много туннелей, которые приходится объезжать ну и другие сложности, которые мешают насладиться процессом 🙂
Haugastol — Finse
Приехали мы туда к полудню, попили кофе и поехали. Дорога совсем не сложная, часто проходит вдоль озера, тишина, красота, да и с погодой нам повезло

Постепенно дорога стала идти в гору, одновременно с этим начались горные речки, рядом с которыми так и хотелось остановится и просто посидеть.

Изначально мы так и делали, и только потом, проехав пару часов, начинаешь относиться к ним как к части пейзажа, ну мол течет себе и течет 🙂 В таких местах становишься более привередливым к красотам природы и уже не каждый водопад становится достойным твоего внимания :)) Вот этот оказался достойным того чтобы около него мы остановились и сделали пару снимков 🙂

Вот приблизительной такой пейзаж окружал нас в первой части пути. Постепенно равнинные участки практически перестали встречаться, ехали все время в гору и через 3 часа мы приехали к первому крупному пункту, в котором и устроили привал — Finse

Finse — Fagervatn — Myrdal 38 км
Практически сразу после Finse природа сменилась.

Началось относительное высокогорье, стало холоднее, снеговые шапки стали совсем близко, иногда настолько близко что просто перегораживали собой дорогу, приходилось через них перебираться.

Единственный раз за все наше путешествие пошел дождь, все остальное время погода нас радовала, хотя на этом участке пути было не по детски холодно! Надо кстати заметить, что Rallarvegen открыта в зависимости от погоды 2-3 месяца в году, все остальное время участок от Finse  до Myrdal покрыт снегом и проехать по нему на велосипеде нет никакой возможности.
Дорога шла все время в гору, и медленно но верно мы перебирались через перевалы, приближаясь к самой высокой точки путешествия — Fagervatn (1343 м). Природа вокруг напоминала скорее крайний север чем центр Норвегии в июле

И вот долгожданная самая высокая точка, далее практически всегда вниз, к теплу, водопадам и деревьям 🙂

Постепенно становится теплее, исчезает снег, появляется заленая трава, деревья, горных речек становится больше

Пару раз дорога проходила через такие вот туннели

Или мимо вот таких вот водопадов

Кстати с фотоаппаратом пришлось немного помучиться. Перед поездкой мы не озаботились какими то креплениями для камеры, каждый раз останавливаться и доставать из рюкзака камеру было бы издевательством, пришлось везти ее на плече, что мягко говоря неудобно. Уже дома, в Осло, пришли к мнению что в таких случаях компактная камера — лучший выбор, зеркалку при отсутствии крепления к велосипеду лучше оставлять в рюкзаке и доставать только в самых выдающихся случаях.
Постепенно мы приближались к Myrdal, было уже 9 часов вечера и мы начали искать место для ночлега.  На саму станцию мы не заезжали, до нее оказался поворот на Flam, наш конечный пункт и мы решили спуститься в долину и заночевать там. Но поворот оказался оригинальным, выглядел он вот так

21 поворот практически на 180 градусов, спуск с 900 метров до 200 и все это можно назвать дорогой лишь условно — крупные камни, щебень и прочие радости жизни. 🙂 В общем испытание и для велосипедов, и для нас… Но ничего, все остались живы и спуск прошел без происшествий.
После этого мы разбили лагерь в долине, рядом с горной речкой и замечательным видом

Myrdal — Flam 21 км
На следующее утро мы не торопясь собрались и продолжили наш путь предварительно обследовав речку, которая всю ночь создавала приятный фон для сна

На самом деле третья часть пути самая красивая и самая ненапряженная. Практически на всем пути асфальт, дорога идет под гору и мы встретили много людей, идущих пешком в сторону Flam, отличное место для прогулок.
Вдоль дороги протекает река, кругом водопады, горы….

Причем фотографией это передать сложно, шум реки и шум водопадов потрясающе дополняют эту красоту, хочется поселиться там и всю оставшуюся жизнь достигать состояния дзен и единения с природой 🙂

Дорога до Flam со всеми фотоостановками заняла у нас часа 3 и ближе к 2 часам дня мы уже въезжали в городок

Место это пожалуй одна из наиболее раскрученных достопримечательностей Норвегии, сюда приходят паромы из Бергена, приезжают туристические автобусы. Но туристов было немного жалко. Подавляющее большинство садятся тут на поезд и за час доезжают до Myrdal по специальному туристическому маршруту. Мы так проделали обратный путь и лично убедились, что из окна поезда не видно и десятой части того очарования, которое чувствуется когда ты проходишь по этому же маршруту пешком или проезжаешь на велосипеде.
Во Flam провели несколько часов, позагорали, и сев на поезд отправились в Myrdal, где нас ждал поезд до Осло. Единственное что впечатляет из путешествия на поезде — водопад Kjosfossen. Там поезд останавливают, все туристы выходят на платформу и начинается представление.

Водопад сам по себе выглядит очень величественным и огромным, но когда откуда то начинает звучать музыка и появляются две девушки, картина становится просто потрясающей

Таким вот получилось путешествие. Дорога длиной примерно 90 км заняла у нас 2 неполных дня, причем во времени мы себя не ограничивали и ехали в свое удовольствие, останавливаясь там где этого хочется. На самом деле очень повезло с погодой учитывая тот факт что до этого 2 недели постоянно шли дожди и мы уже перестали надеяться на солнце.

Техника тоже работала исправно, в общем по итогам похода чувствую в себе силы освоить оставшиеся 13 велосипедных маршрутов 🙂 И Rallarvegen конечно же попадает в категорию «must see», благо поездка более чем бюджетная