Дом-музей драматурга Бернарда Шоу («Уголок Шоу») находится в деревушке Эйот Сент-Лоренс. Когда туда заселился прогрессивный писатель это место представляло собой вполне глухое захолустье и местная общественность не очень приветила нового соседа. Мало того, что Шоу был ирландцем, он еще позволял себе разъезжать по деревне на невиданной тогда махине – автомобиле, пыхтение которого местных жителей не радовало. Сам писатель описывал уединенность деревни так: «последним действительно важным событием, которое здесь случилось, было наводнение».

До графства Хартфордшир (Hertfordshire), где находится усадьба Шоу лучше добираться на на машине, хотя можно воспользоваться железной дорогой, или можно даже добраться на лондонском метро до района Уотфорд. Нужно помнить, что дом-музей закрывается достаточно рано – между 4 и 5 часами пополудни.

Кроме того, что в этом доме жил когда-то знаменитый писаль, он еще представляет интерес с архитектурной точки зрения. Дом построен в стиле Arts & Crafts, который продвигали представители движения искусств и ремёсел. Это движение было популярно в Англии в конце XIX-начале XX века. Представители движения верили в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства, поэтому в своем творчестве ориентировались на внешнюю простоту и лаконичные формы.

Главная фигура движения – Уильям Моррис – очень дружил с Бернардом Шоу. Возможно, не в последнюю очередь поэтому Шоу выбрал именно дом в стиле Arts & Crafts в качестве своего загородного жилища, куда он мог сбежать от лондонской жизни на выходные. Здание было изначально построено в 1902 г. для местного приходского священника, но оказалось слишком дорогим, в том числе из-за стоимости отопления, которая была особенно высокой из-за большей просторности помещений, характерной для Arts & Crafts. Шоу, впрочем, мог себе это позволить. Во время недели писатель жил в своей квартире в самом центре Уэст-Энда – правительственном квартале Уайт-холл. «Такое-то имущественное положение и 5-6 слуг – совсем неплохо для социалиста», — посмеивается местный экскурсовод, весьма доброжелательная бабушка с отличным чувством юмора.


 

Шоу действительно придерживался социалистических взглядов: на каминной полке в гостиной можно увидеть портреты Ленина и Сталина по соседству с Махатмой Ганди.

Рядом висит несколько вариантов портрета самого Шоу, забракованные им из-за несоответствия основному кредо сатирика – man of humour. В доме также имеется огромная коллекция фотографий (16 тысяч), датируемых с 1860 по 1950 годы.


 

Свидетельства остроумия и колкостей писателя масштабно представлены в музее. На втором этаже есть комната, где выставлена статуэтка «Оскара», который Шоу присудили в 1938 г. за киноадаптацию своей пьесы «Пигмалион». Кстати, писатель сам за наградой не явился, поскольку считал, что работает не для соревнований.


 

 

 Помимо статуэтки, комната примечательна многочисленными эпиграммами и объявлениями, написанными драматургом в адрес журналистов, поклонников, активистов и других корреспондентов. Под эти идеальные образцы британского флегматичного юмора отданы две стены. 
Так, Шоу присылали много писем, на которые он физически не успевал отвечать, о чем уведомлял в следующем виде: Mr Bernard Shaw has no time for any except the most urgent business correspondence. Отдельной строкой Шоу давал отворот-поворот различным общественным подвижникам, охарактеризованным как “utopian writers desirous of establishing international millennial leagues”.  
 

Больше же всего мне понравилось объявление, где Шоу убедительно просил поклонников не заваливать его подарками и открытками на день рождения: Mr Bernard Shaw implores his friends and readers not to celebrate his birthdays, nor even to mention them to him. It is easy to write one letter or send one birthday cake; but the arrival of hundreds of them is a calamity that is not the less dreaded because it occurs only once a year. Acknowledgement of such unwelcome letters and gifts is not possible.

Тем не менее, это не значит, что Шоу был негостеприимным. В его усадьбе перебывало очень много знаменитостей того времени: Лоренс Аравийский, Нэнси Астор и Альберт Эйнштейн. Были у писателя и русские друзья: его периодически навещал князь Павел Трубецкой, подаривший писателю две скульптуры собственной работы, изображающие ягненка и собаку. Эти фигуры располагаются по обе стороны крыльца, выходящего в сад, на них отчетливо видна дарственная надпись на французском «A mon ami GBS. Paul Troubetskoy» (моему другу Дж.Б.Ш.). На территории сада имеются и скульптуры, отлитые самим Роденом – еще одно напоминание о «прекрасной эпохе».

Основной же достопримечательностью приусадебной территории, помимо изваяний, а также 14 сортов яблок и 5 сортов груш (Шоу был завзятым вегетарианцем), является хижина писателя, служившая ему уединенным рабочим кабинетом. Домик невелик, но впечатление производит уютное и был по тем временам весьма хорошо оборудован: кроме кровати и стола в «садовый кабинет» были проведены электричество и телефон, а само строение вращалось вслед за солнцем для лучшей видимости и энергосбережения. Вполне возможно представить комичную ситуацию, в которой старику-сатирику позвонили в хижину и сообщили о награждении «Оскаром», а он поблагодарил и сказал, что за наградой не явится.


 

В общем, в компании Бернарда Шоу чудаковатостей вам хватит, минимум, на пол-дня. Если будет недостаточно – пообщайтесь с экскурсоводами: они знают уйму историй и более чем счастливы ими поделиться.

gre_y_enmanager

Вверх
Источник