Киргизия — страна кочевников, и, в отличие от соседнего Узбекистана, сохранившиеся древние архитектурные памятники здесь можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, Чуйская долина на севере страны — это настоящий археологический заповедник.



Здесь находятся остатки некогда богатейших городов, стоявших на Шелковом пути, здесь причудливо смешались тюркская, согдийско-иранская и китайская культуры, тенгрианство, зороастризм, буддизм, ислам и даже христианство несторианского толка, в раннесредневековый период принесенное сюда миссионерами из Сирии. Кстати, возможно, корни известного средневекового европейского сюжета о царстве пресвитера Иоанна, затерянном в Азии могучей христианской державе, стоит искать именно здесь. Но это так, лирическое отступление.




Альбом: 19 июля 2012 г.




Нам удалось побывать на двух таких городищах, начав, конечно, с самого известного. Это Бурана, исторической достопримечательность Киргизии «номер один» — во-многом, из-за своей легкодоступности: час езды на маршрутке от Бишкека до райцентра Токмак, и оттуда еще 12 км.



Здесь, по не очень, впрочем, уверенному утверждению исследователей, находятся остатки одного из центров домонгольской Средней Азии, Баласагуна, бывшего в X-XII веках столицей мощного тюркского государства Караханидов.



От некогда большого и цивилизованного города с развитой инфраструктурой и водопроводом сейчас осталось немногое — минарет XI века опоясанный характерным караханидским кирпичным узорочьем, остатки пары мавзолеев и небольшая «археологическая зона».


Альбом: 19 июля 2012 г.

Буранинский минарет — орнаментальная опояска




Альбом: 19 июля 2012 г.

Археологическая зона городища



Где-то неподалеку археологами был вскрыт также весьма любопытный объект — несторианское кладбище; несторианские артефакты, главным образом высеченные на камни кресты с надписями сирийским письмом — эстрангело можно, кстати, увидеть в местном музейчике — примерно такого вот вида.




Альбом: 19 июля 2012 г.

Чуть поодаль создатели музея устроили археологический «сад камней» — разновременные тюркские поминальные изваяния — балбалы, камни с петроглифами, циклопические жернова. И пускай все эти памятники  вырваны со своих прежних мест, где простояли столетиями, место все равно производит очень большое впечатление, которое прекрасно дополняется одуряющим запахом полыни и панорамой гор на горизонте. Вот она, Центральная Азия, куда я давно мечтал попасть и все не мог. Склалось-таки. Счастье.


Альбом: 19 июля 2012 г.


Альбом: 19 июля 2012 г.

Но пора нам выбираться в сторону второго городища, Ак-Бешим, благо оно недалеко — километрах в десяти отсюда. Кстати, местные жители словом «Баласагын» уверенно называют именно его, а не Бурану. Действительно, эти руины счел в XIX веке караханидской столицей исследователь Василий Бартольд. Но сейчас на этом месте больше склонны помещать совсем другой город, Суяб, в раннем средневековье — центр огромного государственного образования, Западно-Тюркского каганата.



Чтобы понять масштаб территории — простирался он где-то (поправьте меня, историки) от Кашгарии в современном Китае до Придонья на Западе. А огромное хазарское государство было лишь его осколком на «дальнем западе» тюркского мира.



Добирались до Ак-Бешима частично пешком, частично стопом, который в этих местах оказался исключительно хорош, любуясь окрестностями.


Альбом: 19 июля 2012 г.

Меж тем Чуйская долина действительно оказалась Чуйской…


Альбом: 19 июля 2012 г.

…даже очень Чуйской.




Альбом: 19 июля 2012 г.

…Но сверху бдят, ибо нефиг.




Альбом: 19 июля 2012 г.

Впрочем, это все ерунда. Просто очень красиво вокруг.




Альбом: 19 июля 2012 г.

Умаялись и сменили пару попуток, пока, доехав до одноименного аила Ак-Бешим, не сели на хвост этому парню на ослятях, который любезно помог найти, наконец, городище. Здесь уже ни музея, ни интуристов — только едва читающиеся валы и возвышенность центральной части города — шахристан. И тишина.




Альбом: 19 июля 2012 г.

В свое время Суяб — если это, конечно, Суяб, был настоящим перекрестком культур. Основой городского населения в VI-VII веках здесь были согдийцы-зороастрийцы. Большую роль играли также и несториане, об этом, по крайней мере, говорят остатки большой христианской церкви, вскрытой археологами на шахристане.



Впрочем, с VIII века, когда Западно-тюркский каганат распался, а Суяб попал под власть династии Тан, преимущество в городе оказалось на стороне буддистов. Раннесредневековый буддийский монастырь здесь, кстати, тоже есть. Впрочем, большинство построек Суяба-Баласагуна до сих пор не раскрыты; последняя экспедиция была здесь несколько лет назад, после чего раскопки здесь были заморожены.


Альбом: 19 июля 2012 г.

Другое дело, что атрибуировать, где что находится, без специальной подготовки оказалось непросто — поэтому осталось просто наслаждаться ощущением остановившегося времени на остатках столицы полумира, потерявшейся возле маленького села…


Альбом: 19 июля 2012 г.


Альбом: 19 июля 2012 г.


Альбом: 19 июля 2012 г.


Альбом: 19 июля 2012 г.

…ну и смотреть под ноги, конечно.



Уезжать не хотелось ужасно. Но, к сожалению, погуляв по городищу часа полтора, пришлось поворачивать: к ночи надо было быть в Бишкеке, чтобы оттуда стартовать на юг, в Ош.

Автор отчёта: 

http://conlaich.livejournal.com/

Вверх
Источник