Из Дубаи в Оман

Веками лишь по морю путешественник мог добраться до Омана. Лишь
бедуины, жители Аравийской пустыни – настолько огромной, что они
прозвали ее «Пустой четвертью», проникали в глубь оманских земель. В
наше время две шоссейные дороги соединяют султанат с Объединенными
Арабскими Эмиратами. Эта федерация государств родилась 35 лет назад,
когда в здешних местах нашли «черное золото». Вчерашние кочевники стали
нефтяными королями. Они осели в Абу-Даби, столице страны, и в Дубаи –
сказочном золотом городе. Отсюда начинается дорога, ведущая в Оман.
Самолет готовится совершить посадку в ночи. Кажется, будто на Дубаи
просыпался дождь из красных звезд. Это лес подъемных кранов, мерцающих
сигнальными огнями. Город никогда не спит. Его стройплощадки кишат
индо-пакистанскими рабочими, которые за несколько месяцев возводят
башни футуристической архитектуры. Это Нью-Йорк в его восточном
варианте. Эльдорадо, в котором живут люди ста тридцати национальностей,
составляющие 70% населения. Коренные жительницы в черный абайях.
Индианки в ярких сари. Египтянки с пальцами, окрашенными хной… Дубаи
– это большой парад арабо-мусульманского кокетства.

Здесь все или почти все новое – проспекты, вывески, торговые центры
(«моллы»). Именно сюда приезжают целями семьями. Здесь же делают бизнес
иностранцы, потому что все здесь удивительно дешево: цены иногда на 60%
ниже европейских.

Бедуины, укротившие пустыню
«Моллы» – это настоящие аттракционы для иностранцев. К великому
удивлению западного туриста, дамы в чадрах покупают сексуальное белье.
Но он и сам привлекает внимание, если одет в то, в чем здесь ходят
только дома. Удивление у западного человека вызовет и наличие в
ресторанах зон, отведенных для семей. На самом деле это зоны для
женщин. И все же эта страна – не Саудовская Аравия. И посещают их
только «местные» женщины, как выражаются иностранцы.

Во всех гостиницах алкоголь течет рекой. Туризм – это будущее эмирата,
который хочет выглядеть в глазах туристов как лучшее место для отдыха.
Здесь уже сейчас много экстравагантного. В пустыне, где температура
иногда подскакивает до 50o, в сентябре откроется спорткомплекс, в
котором можно будет кататься на лыжах по настоящему снегу,
изготовленному специальными машинами. Считая побережье не
удовлетворяющим его курортные амбиции, Дубаи выигрывает за счет моря:
два искусственных острова удлиняют берег на 60 км – на 166%! Не говоря
уже о «Мире» – 250 крошечных островков, образующих очертания семи
континентов. А чего стоит проект первого в мире подводного отеля!

И вот результат: аромат Востока исчез. Нужно проехать по шоссе 150
километров, чтобы понять, до какой степени бедуины покорили пустыню.
Следы былой кочевой жизни сохранились лишь в гонках на верблюдах и
соколиной охоте.

Султанат находится на пересечении путей Аравии, Персии и Индии. Именно
торговый обмен придал Оману его неповторимый облик. У него были даже
свои торговые конторы – Кантон в Китае, остров Занзибар в Восточной
Африке. Сама история зовет путешествовать. Мы едем в Сохар,
расположенный на побережье в 165 км от границы. Именно там родился
моряк, чьи приключения восхищают детей всего мира – знаменитый Синдбад,
герой «Тысячи и одной ночи», тот, кто «избороздил все моря, освещаемые
солнцем». Потом берем курс на столицу – это 250 км к югу. Маскат – один
из мифических городов, таких, как Томбукту, Венеция, Александрия,
Стамбул…

Маскат, в прошлом – место стоянки арабских торговых судов – сегодня
представляет собой мегаполис с населением численностью в миллион
человек. Без машины передвигаться по нему невозможно. Вчерашние
окрестные деревни превратились в кварталы, где на дорогах постоянно
возникают пробки. Но сигналить запрещено. Ни один дубайский таксист не
станет рисковать!

Базар как Вавилонская башня
«Легкие» Маската – это квартал Матрах. Здесь на набережной еще стоят
симпатичные домики с деревянными балконами, принадлежавшие богатым
судовладельцам. Рядом с портом находится рыбный базар, который можно
было бы назвать живописным, если бы это слово не было слишком
«затертым». Наконец-то мы видим Восток таким, каким мы его обычно себе
представляем – живым, шумным, благоухающим всеми видами пряностей.

Старинный базар, «сук» – это настоящая Вавилонская башня, где арабы,
белуджи, индийцы, пакистанцы и жители Батины – просторной равнины,
тянущейся от Маската до границы ОАЭ, – объясняются на понятном только
им диалекте. Воздух напоен ароматами камфары и мускуса. Здесь жгут
также мирру и ладан, которые привозят из Дофара – южной провинции
султаната. Ко всему этому примешивается терпкий аромат кофе с
кардамоном, который здесь подают в знак гостеприимства.

У выезда из города, возле дороги, ведущей в Сур, возвышается самая
большая мечеть страны, носящая название «Кабус» – в честь султана,
правящего Оманом с 1970 года. Это первая мечеть, которая была открыта
для посещения туристов. В ней могут одновременно находиться 20 тысяч
мужчин и 7150 женщин. Под импозантным золотым куполом лежит огромный
ковер, который, говорят, соткан целиком и сам по себе является
произведением искусства.

Сур, расположенный в 295 км к югу, состоит из невысоких белых домиков.
Он смотрит в море с времен античности. «Сур основали финикийцы. Потом
они уплыли в Ливан, где основали такой же город, Тир – по-арабски «Сур»
– по тем же самым чертежам», – рассказывает старик, сидящий в тени
пляжного киоска. Мухаммед Саид одет во все белое и похож на мудреца.
Оманский залив определил его судьбу, как и судьбу всего города. «Море –
это султан», – говорит он.

«У нас считается позором не выходить в море», – добавляет Салех Джума
Хасан аль-Арими, хозяин единственного судостроительного завода в
стране. Именно на этих деревянных судах, которые когда-то строились
«без единого гвоздя», клянется наш собеседник, арабские моряки стали
хозяевами океанов, передавших искусство кораблевождения португальцам, в
частности Васко да Гаме. На верфи индийские рабочие трудятся над
форштевнем нового корабля. «Подарок города султану».

Когда раздается голос муэдзина, мы решаем съездить в Низву.
Расположенный в 360 км к югу от Сура, этот город знаменит тем, что для
султаната он является колыбелью ислама. «Когда братство Ибадитов
основало город, его члены принесли сюда религию в своей поклаже», –
рассказывает торговец, сидящий возле своей лавочки на старом базаре. Он
читает нам арабскую поэму VIII века:

Привет я шлю моим друзьям из белого исламского города,
Равного которому нет ни на Востоке, ни на Западе,
Города, славящегося справедливостью и самоотречением.
Он похож на юную девушку, достойную и красивую,
В одеждах нежных, легких, шелковистых.

Валери Саспортас

Источник