А началось все с того, что я посмотрела репортаж в новостях РЕН ТВ летом, о том, что в Грузии ждут наших туристов на черноморских пляжах и о том, что обычные люди, как и в прежние времена, хорошо относятся к россиянам. И я загорелась…

Так случилось, что летом не получилось, но мысль периодически свербила меня. Я находила в интернете записки о Грузии, о поездках других россиян, о том КАК им там понравилось. Потом я прочитала запись о Тбилиси в журнале славного и хорошего радиоведущего vvkorolev, оказалось, что родом он оттуда, и я написала: «Этим летом появилось дикое желание съездить в Грузию, увидеть своими глазами страну, которую так хают по нашему ТВ и о которой столько хороших, добрых и теплых слов написано в интернете от тех, кто ее посетил. Единственно, наверно вопрос прозвучит для кого-то смешным, но — а каково отношение к НЕ местным девушкам и женщинам, путешествующим самостоятельно и без сопровождения мужчин? :)» Ответ был таков:»Не могу ручаться за каждого грузина, но уважение к гостям, а особенно к женщинам, в Грузии передаётся из поколения в поколение. И взрослые всегда одёргивают юных дураков, если что. Не бойтесь, езжайте! Посмотрите, как на моей Родине действительно красиво. Если что, позвоню друзьям, всегда помогут что-либо узнать и устроиться.» И вот когда я узнала, что впереди безумные 10 дней новогодних праздников, я поняла «действуй, сестра!», что надо ехать и обратилась за помощью с информацией к уроженцу сих мест, тем более, что заметьте, не я это первый предложил предложение о помощи прозвучало. 🙂
Как добраться?
Вариантов добраться зимой на 2 меньше чем летом. Летом можно еще через Сочи морем до Батуми, затем поездом до Тбилиси или маршруткой, а также на машине через Северный Кавказ. Зимой только авиа различными авиакомпаниями: с пересадкой и дешевле, но дольше через Киев, Минск, Ереван, Баку, Стамбул и прямым рейсом Москва-Тбилиси дороже (374 евро туда-обратно), но за 2ч30мин авиакомпанией AirZena Georgian Airlways  В результате долгого мониторинга выбор пал на последний вариант, ну не люблю я долгую дорогу в дюнах дорогу вообще, мне дороже мое самочувствие, состояние и настроение. (кто-нибудь изобретет наконец телепОртер?!)
Самым трудным оказалось найти попутчика. Сын в силу возраста сказал, я уже взрослый и с мамой ездить не годится. Подруги отказывались по причине — ты чокнулась — там кавказцы, там война, взрывают, знакомые вообще крутили пальцем у виска. Хотя одна приятельница сказала, мол я бы поехала если бы не такой дорогой билет, а вторая увы не смогла решить семейно-финансовый вопрос, несмотря на то, что готова была даже поехать всей семьей с детьми включительно.  Но….
И вот, когда я уже была в отчаянии и сидя в кафешке рассказывала одному своему хорошему другу, какие у нас люди «бояки», он вдруг сказал: «Хорошо, я поеду, но с одним условием — вся организация поездки на тебе, все эти билеты, отели, визы…» «Да!Да!»- закричала я,- «согласна!»
Итак были куплены электронные билеты через интернет на сайте АйрЗена, там надо заполнить подробную анкету с домашним адресом включительно, оплачены билеты были пластиковой картой, через каких-то 15-20 минут я получила подтверждение.
Отель
Далее начались поиски отеля. Честно скажу, с трудом нашла через поисковики грузинские сайты. Один из них сайт мэрии Тбилиси , но отели, представленные там показались дороговаты. И тогда В.Королев, как было сказано выше, сам рожденный в СССР, а именно в Тбилиси позвонил друзьям Темури и Диме, и они в течение пары недель нашли мне именно то, что надо»Old Metekhi»: гостиницу недалеко от метро, в старом городе близ исторических мест, с душем (вернее, как оказалось с ванной даже), большим номером на двоих, с завтраком. Мало того номер оказался двухкомнатным, с бесплатным Wi-fi-ем для желающих и телевизором. И… они договорились о значительной скидке!!! Все в отеле было отлично — обслуживание, завтрак, горячая вода, было очень тепло в номере, даже жарко. Завтракали мы на террасе над Курой, на свежем воздухе! Надо сказать, что вся эта улица — сплошные отели, расположенных в зданиях бывших купеческих домах.

Эта улица ведет к нашему отелю, и именно ее я видела во сне, дожидаясь своего путешествия. Вещий сон или выход паралельный мир?

Проблемы
Проблемы возникли самые банальные. За неделю до полета простыла, начало болеть горло и появился насморк, срочно надо было вылечиться. За пару дней ДО поехала в «Росгорстрах» и купила 2 страховки «на всё» как я это называю за 370 руб. каждую с покрытием на 50000 евро. Если бы уж совсем что-то плохое случилось там, то мы были бы «готовы». К моему счастью к 31-му декабря я себя чувствовала уже совсем отлично, тем более что температура так и не поднималась у меня.
Вторая проблема  — авиаколлапс из-за так называемого «ледяного дождя» и кошмара в аэропортах. Очень-очень надеялись, что к нашему вылету все будет уже летать и работать. Так и случилось. 31-го самолеты уже вылетали из Домодедова практически по расписанию.
Третья проблема. Т.к. билет был куплен ч/з интернет и в начале ноября, то у меня были сомнения, что мы окажемся в списках вылетающих. Когда подошла наша очередь регистрации нас действительно не могли найти. У меня начался нервный смех 🙂 Но тут подозвали, видимо, сисадмина, и он сказал девушке-регистратору:»поищи не по фамилии, а по имени.» И о чудо! Мы тут же были найдены.
Новый год в Тбилиси.
На таможне-границе строгая сотрудница спросила цель моей поездки, «Туризм», ответила я, пожав плечами. «Визу на границе при прилете делать будете?» «Да», сказала я и пошла к «тазикам». Как же я их не люблю, все это мытарство прохождения всяких высвечивающих аппаратов. Кстати моего попутчика пограничница спросила «сколько стоит виза?» На что он в свойственной ему манере беспечности ответил: «Понятия не имею». :)))
Вылет задержался только на 15 минут. В полете нас покормили завтраком. Прилетели, заполнили анкеты на визу и встали в очередь за визой, народ немного запутался, некоторые думали что в обменнике надо поменять деньги на местные лари, а затем идти в другую очередь. Поэтому несколько процесс затянулся. Как потом оказалось, все делалось у одного сотрудника, мало того визу можно было купить за любую валюту, включая рубли. Виза стоит 50 лари или 1100 руб. 1 доллар США = 1,76 GEL(лари), поэтому 1 GEL = 17,14 руб (если считать, что 1 бакс=30 руб). Кстати фотография 3х4, которая идет по требованиям к получению визы не понадобилась. У них там сразу же и фотографируют (такой «всевидящий» глаз) пока заносят ваши данные в компьютер и ставят визу в паспорт (кстати очень красивая на весь листок паспорта).
Нас встречал Теймураз (Темури), его друг, который был на машине очень торопился и нас не дождался (мы долго получали визу), поэтому Темури взял такси, за сколько он договорился с таксистом я не знаю, он сказал:»Вы сегодня гости», а вообще на обратном пути при выезде из отеля мы заплатили 25 лари= 430 руб, а не 1,5 тысячи как из Домодедово!
Вечером Темури нас навестил, принес гостинцев и домашнее вино от Димы. А потом повел по городу. Первое, что  бросилось в глаза — подсветка церквей, учитывая, что они находятся на горе, создавалось впечатление, что они парят в воздухе.
Крепость Нарикала

Собор Самеба (Святой Троицы). Строительство Собора началось в 1995 году и завершилось в 2004-м. Если войти внутрь, можно спуститься на 3 этажа вниз, там тоже есть зал.
На фотографии несколько полицейских машин, на самом деле они 31-го декабря они перекрыли пешеходную зону к центру города к площади Свободы, где должны проходить народные гуляния и концерт. В другие дни полиции практически не видно на улицах, аналога нашего ГИБДД, стоящего в кустах или вообще где-то на дорогах, дабы «стричь купоны» с водителей нет,  у них есть патруль, который постоянно ездит по улицам города. Полицейским в Грузии быть почетно, их уважают, к ним обращаются за помощью, они действительно помогают. В основном это молодые парни, которых набрали и воспитали настоящими полицейскими. Зарплата у грузинского полицейского одна из денежных, кстати пару раз на улицах города наткнулись именно на полицейские школы, вот одна из них, рядом с часовенкой.

Надо сказать, что народ верующий, я обратила внимание, что молодежь тоже, входя и выходя из церкви, или просто проходя мимо, крестится. С Темури мы поужинали в лучшей в городе хинкальной, где поели вкуснейших хинкали (он научил их правильно есть :)) а также (О, прелесть!) мы пили забытые по вкусу вкуснейшие вина.За этот чудеснейший новогодний ужин мы заплатили за троих в переводе на рубли 880 руб. Причем порции были не то, что в Москве, и винА в результате оказалось употреблено 2,7 литра. Московские рестораторы настолько жадные, скажу я вам! Порции, как наперстки, а цены несоизмеримы!
Как и во всех городах мира, в Тбилиси был новогодний фейерверк, который я наблюдала с балкона нашего отеля. Отличнейшая была панорама
После Нового года по-грузински (время на 1 час вперед), я поехала на метро на ст.Руставели, чтобы прогуляться по улице до площади Свободы. Метро в эту ночь было для всех бесплатно, работало до 3-х утра. Я поехала одна и чувствовала себя в полнейшей безопасности. Народу на улице было много, гуляли семьями, парочками, компаниями. Много любителей петард, особенно детей и подростков, но петарды были маленькие и взрывали их не в толпе. Проспект Руставели очень красиво был освещен и наряжен.

1-го января мы пошли осматривать окрестности. Пасмурную погоду мы умудрились привезти с собой. В конце нашей улицы Метехи находится вот такое природное чудо: из скалы по траве и корням стекает вода, причем наверху стоят дома, отели и ничто не разрушается. Кажется она называется «плачущая гора», увы но в путеводителе Bradt под авторством Тима Берфорда (очень рекомендую) про нее я ничего не нашла. Но по преданию эта вода лечебная, и у кого проблемы со зрением, промыв ею глаза, должны вылечиться. На фотографиях при увеличении можно разглядеть капельки воды.
Потом мы пошли по улице вверх к церкви Святой Троицы-Самеба, о которой я уже писала. Понятно, что это «новодел», но это крупнейшее религиозное сооружение на Южном Кавказе и почитаемо верующими. Я сама видела, как заметив его издали (а видно его почти везде) люди крестились.Кстати, это единственное, по-моему, церковное сооружение, купол которого покрыт золотом, все остальные естественны и скромны. Территория церкви очень большая, стоит на возвышении, и к ней ведут ступени. Здесь до сих пор (зимой) цветут розы, плавают лебеди в специальном прудике. Если дважды увеличить вторую фотографию, то лебеди будут справа. Красиво…

Увы, 1-го января многие заведения были закрыты, и прежде чем найти где поужинать, нам пришлось поплутать. Но затем мы увидели бар на улице Веселиться Леселидзе, бармен кажется англичанин, но официантки грузинки. Бар расчитан на иностранцев, поэтому и цены там соответствующие. Но еда хорошая, вино отменное.Такого вкусного и легкого вина я давно не пила, а если бы вы знали какие там отменные лимонады, они натуральные, без химии! Винотеки там, кстати на каждом шагу. А это привет Онищенко!

2-го января была чудеснейшая погода, голубое небо, яркое солнце. Вид из отеля. «А из нашего окна ель зеленая видна!»

И мы полезли к крепости Нарикала. По дороге нам встретились серные бани, мечеть, армянская церковь св.Георгия (и все это находится рядом), дома с красивыми балкончиками. Это бани, они подземные.
Дорога к крепости идет очень круто вверх. Вообще рекомендую одевать кроссовки. У меня были ботинки на небольшом плоском каблуке 3 см высотой, но по мостовым они скользили, постоянно боялась упасть, и кстати один раз в городе таки упала, но гарные хлопцы- один грузин, другой русский с двух сторон подхватили и поставили меня на ноги. Услышав русскую речь и неуверенность, что мы правильно идем, местный мужчина обернулся и спросил куда нам надо, объяснил, что вот армянская церковь, а там грузинская и вы правильно идете. Участие всегда приятно 🙂

На территории крепости находится действующая церковь, здесь же в очень скромном домике живут служители, у которого стояла старая «копейка», а не какая-нибудь иномарка, как это принято в приходах России, во всяком случае близ Москвы. На стены крепости ведут ступеньки, на какие-то я взбиралась, а вот на некоторые не рискнула, хотя народ поднимался повсюду в тот день. Там кстати нам встретилась группа русскоговорящих студентов с гидом. Откуда они были не знаю. Также встречались немцы и много местного населения, я имею ввиду из самой Грузии, возможно приезжают из др. городов, а возможно просто прогулки выходного дня тбилисцев.

Вид с крепости на мечеть и серные бани.
Это вид сзади крепости. На пригорке справа от башенки с красной крышей растут кактусы — моя слабость, только кактусы и алоэ выдерживают мою энергетику, остальные домашние цветы мрут, увы. (при увеличении кактусы видны лучше).
После, пообедали в ресторанчике на улице Ираклия II. Чуть к вечеру мы встретились с Темури и его другом Андреем, они заехали за нами на машине, чтобы свозить на фуникулер, там смотровая площадка, телебашня и детский город развлечений, что-то вроде маленького Дисней-лэнда. Ехать надо было по серпантину вверх, и знаете, что случилось? Мы не только привезли на 2 дня плохую погоду, но и московские пробки. Ребята были в шоке, они сказали, что здесь на этой дороге в жизни такого не было. На полпути мы поняли, что нам не доехать и решили развернуться и поехать в Мцхету — эта первая столица Грузии. Как гласит путеводитель Мцхета- подлинное сердце духовной жизни Грузии. Эта местность у слияния рек Куры и Арагви населена более 3000 лет. Ребята привезли нас в собор Свети-Цховели, т.е. «Животворящий столп». Первая деревянная церковь была построена на этом месте еще IV веке, а вот сегодняшний каменный собор в 1010-1029-м году. Мне понравились грузинские церкви своим строгим, непомпезным убранством. Хотя я и атеист, но уважаю людей, искренне верующих, у меня есть друзья и христиане, и мусульмане. Поэтому входя в собор, я накинула на голову свой палантин. Из уважения к месту и людям.
Затем Темури с Андреем хотели отвезти нас в церковь Джвари, она находится на высоте 150м над Мцхетой, но то ли ребята давно там не были, а трассы немного перестроили, то ли все же черт нас водил по кругу, но дорогу мы нашли только когда уже окончательно стемнело и решили все же, что туда надо ехать днем, а пока попробуем добраться до фуникулера, возможно пробка уже спала и скорей всего народ к этому времени поедет обратно. Так и случилось. Как мы потом выяснили, пробка была из-за того, что аттракционы в этот день были бесплатные и поэтому жители Тбилиси повезли детей на развлечения. Правда мило?
На горе было довольно прохладно, мы дошли между аттракционами и кафешками до чертового колеса. Издали его освещение напоминает огромный леденец.
Поднялись на смотровую площадку, «Лос-Анжелес», — скромно сказал Андрей. :)) И действительно, как в американских фильмах панорама напомнила L.A.

Телебашня- это металлическая конструкция красно-белого цвета, видно ее из любой точки города, вечером она вся в иллюминации. В Грузии есть два русскоязычных канала, иностранные фильмы на других каналах идут с озвучкой на грузинском языке или просто грузинскими субтитрами. Вообще я считаю, что правильно, когда просто субтитры идут, ты можешь слышать речь и воспринимать другой язык на слух и заодно и учиться языку ,слышать эмоции, который выдает актер, играющий, а не актер дублирующий. Кстати, молодежь, как это ни обидно, лучше знает английский язык, нежели русский.

Т.к. на смотровой площадке было довольно прохладно, и я замерзла, то ночью один мой зуб неадекватно среагировал на это и начал ныть. Этот зуб я уже знаю, он мне стал в свое время «золотым» из-за своего лечения, и начинать новую эпопею мне совсем не хотелось, поэтому дабы не начал расти флюс, я зашла на следующий день в аптеку и попросила известный мне уже антибиотик. К сожалению, его не оказалось, но милые провизоры предложили мне обычный ампициллин и еще узнав, что у меня может быть аллергия, супростин. Итоговая цена этих двух лекарств обошлась в 5.40 лари, что в переводе на рубли около 95-ти рублей. По-моему даже дешевле, чем у нас. Увы, но медицина как мне сказали в Грузии платная, в т.ч. и пенсионерам. Пенсии тоже небольшие. Сорок два года назад, мамина двоюродная сестра вышла замуж за грузина и он увез ее в Тбилиси. Когда мама узнала, что собираюсь в Грузию, она попросила их навестить, я их никогда в жизни не видела, было интересно познакомиться. Живут они в двухэтажном жилом доме с несколькими квартирами с таким тбилисским двориком, где все друг друга знают, что в адресе даже нет номера квартиры. Я вошла во двор, на втором этаже пожилая женщина-грузинка развешивала белье, я спросила где живут такие-то и она просто указала на их дверь. Забавно. Родственники мои пенсионеры, живут на маленькую пенсию, но мой дядя «помнит еще» математику и у него есть ученики, такая вот подработка репетиторством в 74 года. Но он отлично выглядит, я не могла поверить, что ему уже столько лет. Конечно дети помогают, один из них уехал в Россию, а дочь живет с ними, работает. С работой в Тбилиси не очень хорошо, как и у нас, отдают предпочтение людям до 35 лет. Обратила внимание, что к сожалению много нищих (как и у нас), люди одеваются в темные цвета, в т.ч. и женщины и девушки. Дом, в котором живут мои дядя с тетей не деревянный, каменный давно не ремонтировался, деньги на это город не выделяет, в квартире холодно, они отапливают ее газовым обогревателем, но на ночь выключают, боятся, т.к. были случаи отравления. Моя тетя, по природе своей блондинка, прожила там много лет, и сказала, что никогда в жизни на нее косо не взглянули и грубо не сказали. В Тбилиси до сих пор проживает очень много национальностей. И я тоже не почувствовала никакой агрессии, грубости по отношению к себе. Пока искала их дом четыре раза обратилась за помощью и все мне отвечали на русском языке и направляли. Вот дворик где они живут и балкончики, как в грузинских фильмах из детства.:)
Город очень большой, и там есть и современные районы и здания. Глупо было бы думать, что в городе только двухэтажные дома. Я не увидела подъемных кранов, но гуляя по улицам встречались здания почти законченные, на реконструкции. Дороги хорошие, в самом городе есть двухэтажная автострада, ее построили для разгрузки, т.к. в этом месте возникали пробки, правда не такие как в Москве, как мне сказали. Пригород по дороге из аэропорта — это сплошные бетонные коробки. В самом городе, кажется в районе Вере встретился вот такой жилой комплекс.
Что удивило и порадовало, в скверах и парках огромное количество скамеек, и они не сломаны, и сидят на них не на спинках, а на сиденьях как и положено. Город очень зеленый, думаю летом там будет еще краше, а сейчас там до сих пор лежит зеленая трава. Много различных памятников, в музеи мы к сожалению не попали, сначала были праздничные дни (с 1-3 января, а не 10 дней как у нас), 4-го не получилось, т.к. я знакомилась с родней, а 5 января с утра мы уже улетели. Я памятники фотографировать не очень люблю, мой взгляд больше привлекает что-то необычное. Вот например такой милый железный дедушка, ожидающий конку.
В Тбилиси зимой функционируют фонтаны, очень интересно в Новый год — и фонтаны. Также по всему городу маленькие фонтанчики из которых можно пить воду. Вообще вода в кранах чистейшая, ее можно пить, и ребята над нами посмеялись, когда узнали, что мы не пьем воду из крана.

Фотографий намного больше, все увы не разместишь, очень много красивых мест и зданий. Вот это на улице Бараташвили не показать не могу 🙂

Сейчас большие вложения страна делает в развитие своих курортов в Батуми и др. приморских городах, а также в горнолыжный курорт, он у них кстати круглогодичный, как мне сказали. За 3 дня до нашего приезда Темури был в Батуми, там было +27 градусов, а наши люди зимой к морю в Египет едут, забавные. Конечно за 4 дня многого не увидишь, далеко не съездишь, и я надеюсь, что у меня получится посетить Грузию еще раз, теперь уже летом, хочется к морю и полезному черному песку, говорят он лечит от ревматизма, а моей маме не помешало бы там полечиться.
Не смотрите гадости про эту страну по нашему ТВ, врут они и лицемерят. Я была уверена в этом, и поехала специально, чтобы убедиться. И убедилась, что там живут прекрасные отзывчивые люди, которые нам рады.