У победы всегда много отцов, поражение всегда сирота. Справедливая аксиома для всех воин.

История Второй мировой войны теперь немыслима без образовавшейся за 70 лет палитры трактовок «решающего вклада». И это при всей казалось бы очевидности предмета вопроса.

Что уж говорить про другие войны. Например, наполеоновские. Каждый русский (да и советский) школьник знает, что звезда Наполеона начала свой закат с Бородинского сражения и начала стремительно падать с московского пожара, Малоярославца и бегства по старой смоленской дороге. Все что после – так, добивание раненого зверя. И в этом немало истины. Англичанин же заметит, что последнее поражение Наполеона произошло в битве при Ватерлоо в 1815 году, и лишь оно окончательно усмирило «корсиканское чудовище». И с ним тоже будет сложно поспорить.

А вот немцы сразу скажут, что главное поражение Наполеон потерпел под Лейпцигом, во время «битвы народов», невиданной по своим масштабам и жертвам для современников. И они также будут во многом правы. После Лейпцига войска Наполеона, понеся огромные потери, откатились к французской границе, оставив Центральную Европу, Германию, Нидерланды. Император был вынужден в одиночку продолжать борьбу против всей Европы. Закончилось это предсказуемо.

Несмотря на то, что немецкие солдаты в этой битве сражались с обеих сторон, почетная память потомков удостоила чести лишь противники Наполеона. Когда в 1871 г. немцы, наконец, объединились в единое государство-империю, «Битва народов» стала занимать место в её истории как один из дней воинской славы германского оружия, наряду со сражением в Тевтобургском лесу и триумфом под Седаном.

Вскоре возникла и необходимость в монументальном воплощении подвига предков. Как раз приближалось столетие битвы, и 1913 год должен был показать, что немцы помнят славные страницы своей истории. Грандиозный памятник на месте Лейпцигского сражения должен был стать прекрасным тому доказательством. Посмотрим же, что получилось у сумрачного германского гения.

История строительства

Надо сказать, что современники «битвы народов» сразу осознали всю важность великого сражения. Уже через год, в 1814 г. жители Лейпцига возвели на центральной площади одной из разрешенных в ходе битвы деревень внушительных размеров деревянный крест в память о погибших. Однако всем было очевидно, что это лишь временное решение.

Писатель Эрнст Мориц Арндт в том же 1814 г. сказал, что «… он должен стоять так, чтобы был виден отовсюду, со всех улиц, по которым шли союзные войска к кровавому решающему бою… ему под стать быть большим и величественным, как колосс, пирамида, Кельнский собор». Таким образом, было задано общее направление для творческого поиска.

Проектов было много. Один из них представлял собой огромную голову Фридриха Барбароссы. Другой выглядел как исполинский крест с мечом. Третий представлял собой нечто среднее между христианским собором и дворцом.

Однако до строительства по разным причинам дело не доходило почти весь век. Сказывалась нехватка средств и обилие других более актуальных проблем. С первой проблемой стало значительно легче после объединения Германии в 1871 г. – экономический рост новой империи позволял удариться в гигантоманию.

Но кроме денег нужна была и воля. С ней было сложнее. Вялые потуги сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на одном проекте и довести его до конца привели лишь к тому, что в 1863 г. удалось залить фундамент для монумента. Который, впрочем, так и остался неприглядным недостроем.

Все изменилось в 1894 г. Молодому лейпцигскому архитектору Клеменсу Тиме надоело, что проект памятника «Битве народов» постоянно срывается. Он взял ситуацию под свой контроль. Провел новые конкурсы, на финальном из которых победил проект Бруно Шмитца, окончательно доработанный в 1898 г. Был наведен порядок в организации строительства – определена стоимость, рассчитано количество необходимых материалов.

Стройка получалась масштабная. Для фундамента размером 70 на 80 метров и толщиной в 2 метра в течение двух лет было извлечено 82 000 кубометров земли. Основу сооружения составила массивная бетонная конструкция (монумент на 90% состоит из бетона). С началом стройки каждый день расходовалось около 100 кубометров трамбованного бетона. Кроме того, было использовано 26 500 гранитных блоков, которые также составили основу конструкции.


Благодаря добросовестному труду рабочих и четкой немецкой организации, монумент был торжественно открыт в срок – 18 октября 1913 г. Что же увидели зрители в этот день?

Символизм и значение

Хотя речь идет о «битве народов», ничего не напоминает здесь о неком «многонациональном» аспекте сражения. Перед нами мемориал, призванный прославить силу немецкого духа и оружия, сделавшего решительный шаг к свободе через разгром армии Наполеона.
Знатоки архитектуры находят в монументе мотивы древнеегипетских и вавилонских храмов, масонские символы, отмечают схожие с парижским Домом Инвалидом элементы. Очевидно одно – монумент «Битва народов» был произведением нового германского стиля.
Одной из его отличительных черт стоит назвать умышленную архаизацию. Памятник должен был выглядеть так, как будто ему минимум несколько тысяч лет и он ровесник пирамидам в Гизе. По своей организации он явно несет в себе мотивы сакрального. Правда «божественную идею» храма здесь заменят «торжество германского духа».

Снаружи монумента посетителей встречает аллегорически изображающий Лейпцигское сражение рельеф размером 19 на 60 метров. Центральной фигурой является скульптура Св. Михаила с огненным мечом, который мчится на поле боя, стоя в своей боевой колеснице. По бокам на лестницах расположены головы Фридриха Барбароссы. Их расположение связано с популярной легендой о «спящем короле», который проснется со своим воинством в нужный для отечества час. В сознании тогдашних немцев «спящий король» ассоциировался именно с Барбароссой.

Войти в крипту строения можно, преодолев 136 ступеней (внутри есть лифт). Она символизирует символическое место погребения павших. 16 воинов, скорбно опустивших головы, несут вечный караул. Восемь посмертных масок за ними символизируют смерть.

Выше расположен «зал памяти». 4 массивные фигуры почти 10 метровой высоты символизируют истинно германские добродетели, позволившие выиграть войну за освобождение Германии от французской оккупации Наполеоном. Добродетели эти: мужество, вера, народность, самоотверженность. Вес каждой фигуры составляет 400 тонн.

Завершает конструкции монумента огромный купол. С внутренней стороны на нем изображены 324 всадника, символизирующих вернувшихся домой победителей.

Наконец, снаружи композиции довершают 12 фигур опирающихся на мечи воинов. Они обозначают готовность немецкого народа защищать свою свободу и независимость. Каждая фигура сложена из 47 гранитных блоков, достигают 13 метров в высоту и весят по 200 тонн.

Наверху купола расположена обзорная площадка, куда ведут 364 ступени довольно узкой винтовой лестницы. Высота площадки – 91 метр. Само собой, вид на Лейпциг и его зеленые окрестности оттуда открывается исключительный.

Судьба монумента в бурный для Германии ХХ век нередко находилась под вопросом. В годы Первой мировой войны и Веймарской республики памятник продолжал служить символом доблести немецкого духа. В приходом к власти Гитлера пропагандистское значение монумента усилилось. Архитектура Третьего рейха сама тяготела к гигантомании и мистическому символизму. Монумент «Битвы народов» органично вписался в нацистскую идеологию, паразитировавшей на в том числе и на образах славного прошлого Германии. В дни государственных праздников здесь проходили торжественные митинги с почетным караулом.

Бомбежки англо-американской авиации почти не принесли монументу повреждений. Лишь немного он пострадал от осколков и разрывов.

С установлением ГДР возникла дискуссия о судьбе памятника. Было мнение, что что его необходимо снести как символ немецкого милитаризма. Однако было решено сместить акценты в его трактовке. Теперь монумент символизировал русско-германское братство по оружию, что в каком-то смысле даже больше соответствует реальному историческому наполнению события. Все-таки вклад русских солдат в победу под Лейпцигом сложно переоценить. Вновь монумент стал местом проведения митингом, торжественных мероприятий. И вновь с почетным караулом, только теперь из советских солдат и бойцов Народной армии ГДР.

После объединение Германии акценты снова поменялись. Отныне идеологическое содержание монумента выхолощено в пользу его туристической доступности и включенности в общую инфраструктуру туризма ФРГ. Была проведена комплексная реконструкция. Сейчас монумент «Битвы народов» является, пожалуй, самым посещаемым туристическим объектом в Лейпциге. Посетите его и Вы!

Как добраться

До монумента ходит трамвай 15 маршрута. От главного вокзала и центра города всего несколько остановок. Некоторые отели Лейпцига предоставляют бесплатный проездной на городской транспорт на один день.

Приятного путешествия!

Источник